top of page

Откуда в России пошли «Рэдисоны»?

Спасибо интернет-знакомым, подсказали интересный факт. Оказывается, в этом году исполнилось 300 лет, как в России зародилась сфера гостеприимства. В январе 1719 года Пётр I издал указ о создании постоялых и гостиных дворов. Вот оттуда-то и пошли нынешние российские «Рэдиссоны» и «Виноградные дворики», «Хаятты» и «У Акопа».Читайте статью о истории создания постоялых дворов, гостиниц и «рестораций» в России. И о том, какими они были в Сочи. Тема обширная, поэтому статья будет в нескольких частях, с продолжением.

Указ Петра I января 1719 г о постоялых дворах

Из какой страны гость?

Конечно, и до указа царя строителя и новатора, люди ездили по России, путешествовали скуки ради, и по делам казённым. И свои, и заезжие иностранные гости. А раз так, надо было где-то останавливаться на ночлег, поить-кормить лошадей, самим заправляться и отдыхать.

ямская изба 17 в неизвестный художник

Гостиные дворы (в городах) существовали ещё во времена Московии в 16-18 вв.. В основном предназначались они для приёма иноземных купцов. В России таких называли «гость». Поэтому и появились ещё в средневековые времена «гостиные дворы».

гравюра 1795 г, вид старой площади у Гостиного двора в Москве

на фото: гравюра 1795 г, вид старой площади у Гостиного двора в Москве

Это были пристанища с питанием, и тут же-торговые лавки. Они занимали большую часть пространства гостиного двора. Часто в подобных дворах надолго поселялись выходцы из одной страны. Бывало, что заморские купцы и дипломаты сами организовывали гостиный двор для своих соотечественников: "аглицкий", "греческий", "армянский" гостиные дворы (Москва), "голландский" и "немецкий" (Новгород). Такой обычай сложился не только в Московии, но в других торговых городах. Где иностранный селился целыми слободами.

Немецкая слобода в Москве на гравюре начала 18 в

на фото: Немецкая слобода в Москве, гравюра нач. 18 в

Сам себе указ, вот и весь сказ!

Работали гостиные дворы в допетровские времена вне всяких правил, ориентируясь на толщину кошелька приезжего и на личные понятия о гостеприимстве хозяев. До указа Петра I (1719 г) в России не было городских гостиниц. Паломники обычно останавливались при монастырях или в семейных подворьях для "своих", где могли и отказать в приёме. Сервис тут как таковой не существовал. Принимали чужих также, как и своих личных гостей.

Указ Петра I «Об учреждении постоялых и гостиных дворов», изданный в январе 1719 года, привёл к созданию сети придорожных гостиниц.

на фото: почтовая станция, 18 в

Он предписывал создавать заведения для приёма путешествующих во всех городах, где бывают иностранцы. Постоялый двор, предназначенный для всех приезжих вообще, (т.е. россиян всякого звания), впервые появился в Петербурге в 1723 г.

Почтовые тракты 18 века протянулись от Москвы до Петербурга, Киева, Архангельска, Астрахани.

Почтовый тракт, 19 в

на фото: почтовый тракт

Первое известие о почтовом дворе относится к 1714 г. Для смены лошадей и отдыха курьеров учреждались почтовые станции со станционными смотрителями.

на фото: акварель неизвестного художника, 1840г

Литература в долгу

К концу 18 века на просторах Российской империи насчитывалось уже более 3 тысяч почтовых станций с гостиницами. С началом присоединения Кавказа появились они и там. Об одной из них пишет Лермонтов в новелле «Максим Максимыч» в романе «Герой нашего времени»:

на фото: постоялый двор (гостиница) при почтовой станции на Кавказе, 19 в

«Я остановился в гостинице, где останавливаются все проезжие и где между тем некому велеть зажарить фазана и сварить щей, ибо три инвалида, которым она поручена, так глупы или так пьяны, что от них никакого толка нельзя добиться».

Мцхета Грузия, 19 в, почтовая станция

на фото: почтовая станция на Военно-грузинской дороге, 19 в (Мцхета)

Русская классическая литература многим обязана и почтовым станциям, и постоялым дворам при них, и трактирам, и безответным почтовым служителям. Десятки сюжетов романов, повестей, романсов, как и жизнь их создателей, была связана с ними. Пушкин даже посвятил повесть одному из неприметных людей этого мира - «Станционный смотритель»:

"Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев и то не всегда... Какова должность сего диктатора?.. Не настоящая ли каторга? Покою ни днем, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут – а виноват смотритель... Боже! Какие ругательства, какие угрозы посыплются на его голову!.."

почтовая станция

на фото: почтовая станция, нач 20 века

Пушкин с сочувствием показал бесправие служителя почтовой станции перед проезжающими фельдъегерями, генералами, важными чиновниками. Все требовали свежих лошадей и сердились на задержку.

гравюра к. 18 в, коляска

на фото: гравюра 19 в, изображена коляска конца 18 в

Многие ключевые сцены, встречи и события романа «Петербургские тайны» (автор Всеволод Крестовский) также происходят в трактире, при котором были устроены «номера». В подобном месте останавливается пустозвон Хлестаков, которого принимают за ревизора из Петербурга.

трактир в Богородске нач. 19 века

на фото: трактир в Богородске, нач. 20 века

Определили и подразделили

Прошло почти сто лет, прежде чем государство озаботилось уровнем сервиса в сфере гостеприимства, приведения его к какому-то понятному стандарту. Тогда-то, в 1821 году было издано "Положение о содержании гостиниц, ресторанов и трактиров". (Деятельность почтовых станций, их служителей упорядочивалась чуть раньше). В это время Москва интенсивно отстраивалась после пожара 1812 г и окончания войны с французами. В правление Николая I все гостиницы и рестораны подразделили на четыре категории:

1. гостиницы и рестораны ( "ресторации"),

2. трактиры,

3. кафе,

4. харчевни».

Харчевня

Но функции поселения и питания не были разделены окончательно. Например, трактиры соединяли оба вида сервиса. Сохранились не только негативные свидетельства о состоянии гостиничного дела в России в первой половине 19 в. Например, барон Корф в 1843 г. похвально отзывался о гостинице Hotel de Darmstadt в доме Демидова на Невском проспекте. Он напомнил ему гостиницу в Европе.

ресторация 19 в

на фото: рисунок ресторации 19 в

О почтовых станциях подробнее

При задержке в пути, на станции путник мог рассчитывать на примитивный ночлег и еду. Устроенные за счет казны, содержались они частными лицами (государство отдавало эти конторы «на откуп» за процент от прибыли). У станционных смотрителей была масса обязанностей: содержать 25 лошадей, 10 кибиток, всю экипировку, нанимать почтальонов, кормить и давать кров проезжающим. Работа станционного смотрителя была строго регламентирована. Даже скорость передвижения почтовых карет была специально оговорена! Так казенных курьеров следовало везти со скоростью 12 верст в час, иных путников – 8–9 верст в час. Не только иностранцы, но и русские постоянно жаловались на убожество и порядки на почтовых станциях.

трактир и почтовая станция по пути из Костромы

на фото: трактир и почтовая станция по дороге из Костромы

Для гостей и своих

В городских гостиницах, создаваемых по воле Петра, кроме комнаты или «койко-места» (иногда на сеновале или на деревянной лавке), предлагали также и питание, с широким (или скудным), набором блюд и напитков. В ресторанах гостиниц был отменен запрет на музыку.

Как известно, Пётр тащил Русь матушку в западную цивилизацию изо-всех сил. Та упиралась, как могла, но против царского кнута не особенно насопротивляешься. Через «прорубленное окно» и другими путями в Россию поехали купцы, дипломаты, специалисты, в которых был заинтересован российский самодержец. На Неве строилась новая столица государства, нужны были иностранные специалисты. Для них открыли первые «гостевые дома» на европейский манер. Зато "всякие мастеровые люди и прочие чины" с 1714 до 1736 жили в деревянных брусчатых постройках. «Первая городская гостиница появилась при Петре 1 в 1715 г. на Адмиралтейском острове и предназначалась исключительно для иностранцев, которые приезжали в Петербург с деловыми целями. По голландскому обычаю в гостином дворе играл оркестр, а из Данцига специально выписали почмейстера, которому было приказано за деньги предоставлять помещение и кормить приезжающих в новую столицу России». Интересно, что там же частенько сам царь устраивал шумные празднества с обильным возлиянием хмельных напитков. Тогда уж все постояльцы должны были освободить помещение, даже если за окном-непогода или ночь.

Петербург времени Петра

на фото: Петербург после Петра I

«Пятизвёздочники» давних времён

«Традицию создавать дома для приезжих иностранцев продолжили так называемые герберги (по-немецки слово herberg означало "постоялый двор"). Обращение к иноземному названию должно было подчеркнуть непохожесть герберга на прежние постоялые и гостиные дворы. В 1724 г. в Петербурге было открыто сразу 15 гербергов "для иноземных гостей", которые давали пристанище, постель и стол. Право содержать герберги сначала имела полиция, а затем они стали подчиняться городской администрации и губернаторам. В первой половине XVIII в. герберги были основной формой гостиниц для иностранцев. В России они имели определенное сходство с трактирами, которые помимо сервиса питания предоставляли услуги гостеприимства.

В 1750 г. специальным указом определялись стандарты услуг в гербергах: "...ради приезжающих из иностранных государств иноземцев... также и для Российского всякого звания людей... быть гербергам, в которых содержать... ковры с постелями, столы с кушаньями, кофе, чай, шоколад, бильярд, табак, виноградные вина и французскую водку". Однако, как в поговорке: «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги». Большая государственная проверка показала, что приличное количество гостиниц для иностранцев были далеки от установленного стандарта. Антисанитария и прочие «безобравства» в большинстве гербергов привели к тому, что в 1755 г. прежние из них закрыли или перестроили. Образцом стала «герберга некоего Бушенкова, "не имеющего таких безобравств" с тем, чтобы "те герберги были в хороших домах с надлежащим убранством и чистотою". Позднее при Екатерине II герберги контролировались полицией, облагались налогами и делились на четыре разряда, в высшем, из которых значилась гостиница с рестораном.

Каким же требованиям должны были соответствовать те «средства размещения» 18 века? Вот они:

– людное местоположение;

– приличные постояльцы: "люди воздержанные и с поведением";

– гигиена: "покои должны соблюдаться в порядке и чистоте";

– безопасность: "порядочный стол и покойный ночлег".

В одном из последних своих указов царица повелела, чтобы «в герберги "низшего состояния люди, яко солдаты, крестьяне господсткие и всякого звания развращенные люди и зазорные женщины не впускались, и картежная игра во всех тех местах была искоренена и уничтожена" (Пыляев, 1990, с. 71). Хозяевам гербергов разрешалось выписывать из-за границы вина и некоторые продукты. К содержанию гербергов допускались только те, кто был записан в купеческий реестр и зарегистрирован в Камер-конторе, которая и осуществляла государственный контроль за деятельностью гербергов». Так европейский опыт гостеприимства приживался в России с 18 в. Сперва монаршей волей русских царей и цариц.

Екатерина II коронационный портрет работы Стефано Торрели

на фото: коронационный портрет Екатерины II работы Стефано Торели

А соотечественникам что?

Большинство россиян, не только путешествующие, а уж городские-так почти все, были случайными посетителями или завсягдатаями трактиров. Те соединяли в себе и кров, и кормление. Первый трактир "Аустерия" открылся в Петербурге в 1711 г. «Если для гербергов основной услугой являлось пристанище, а питание гостей – только сопутствующим сервисом, то для трактира все было ровно наоборот». Правда, требования чистоты, безопасности, "приличности", кухни для трактиров были попроще, чем в заведениях для «интуристов». Названия отечественных трактиров тяготели к зарубежным: "Лондон", «Марсель» (были и в посаде Сочи гостиницы таких наименований), "Париж", "Неаполь", "Палермо" и пр.

Гостиница "Лондон" и почта, Сочи

на фото: гостиница "Лондон", почта, маяк в посаде Сочи, нач. 20 века

Под полицейским приглядом

«Трактир существовал "для своих", и к нему предъявлялись требования со значительным полицейским оттенком. По требованию полиции хозяин трактира должен был предъявить паспорта своих постояльцев квартальному надзирателю. Полицейские отчеты и газетные страницы пестрят упоминаниями о злоупотреблениях в трактирах: пьянство, скандалы, азартные игры, драки и ограбления.

В трактире

на фото: рисунок мирного чаепития в трактире, но бывало и по-другому

Один из первых постоялых дворов в формате трактира был построен в Петербурге не позднее 1716 г. на Васильевском острове. Позже он стал называться "Императорским трактиром" и присутствовал на всех планах города. Инициатива принадлежала иноземцу Петру Милле, который построил кирпичный дом в два или три этажа, "дабы в том доме иностранные купеческие и здешние всяких чинов люди трактировать могли за свои деньги". Кроме жилых помещений и обеденных залов («общие столы»), в трактире устраивались биллиардные комнаты. Ещё при Анне Иоановне сенат подписал указ о передаче трактиров на откуп и о государственном контроле за всеми питейными заведениями. Петербург всегда привлекал к себе много разных людей. Некоторые из них «довольствовались невзыскательным сервисом "ночлежек", "углов" в гостиницах. Однако "чистая" публика требовала от полиции навести порядок, критиковала "первобытные нравы" постояльцев и заведения, где работали "испитые, ободранные пьяные половые..." (Булгарин, с. 117)

Русский трактир

на фото: рисунок, изображающий русский трактир

Гостиничный бум и клопы

При Александре I усилилась позиция «западников». Демонстрировать «европейскость» стало признаком хорошего тона. Коснулись эти настроения и заведений гостеприимной сферы. Началась их социальная дифференциация. «Гостиницы, которые предназначались для приезжих иностранцев и претендовали на высокий статус, располагались в центре города. Обычно ими владели купцы 1-й и 2-й гильдии.

Павловский посад гостиница Ушакова

на фото: Павловский посад, вид на гостиницу Ушакова

Приезжие соотечественники могли найти приют в трактирах, где номера и владельцы были победнее. ..Маркиз де Кюстин в книге "Николаевская Россия в 1839 году" описывает столичные гостиницы, которые немногим отличались от губернских. В претендовавшем на европейскость отеле "Кулон" автор был поражен как грубостью манер хозяина, так и наличием непрошенных "гостей" – клопов, от которых страдали постояльцы чуть ли не в каждой гостинице. Он заключал: "Гостиницы в Петербурге похожи па караван-сараи. Как только вы в них устроились, вы предоставлены исключительно самому себе" (Кюстин, с. 62)».

Коммерческие номера в Омске

на фото: коммерческие номера в Омске

После отмены крепостного права (1861 г) и развитием капиталистических отношений в экономике, обществе, формированием класса русской буржуазии, строить в России стали много, быстро и на любой вкус. К 1910 году по империи насчитывалось более 4600 гостиниц. К этому количеству прибавьте постоялые дворы и трактиры с номерами. «В начале XIX в. значительно возросло количество приезжающих в города купцов, иностранцев, особенно французов, бежавших от революции в своей стране, мастеровых на заработках, отставных солдат».

О том, как обстояло дело с гостиницами в дореволюционном Сочи, читайте в следующей части.

Продолжение следует…

Источники: https://studme.org/37914/turizm/gostinyy_dvor_pochtovaya_stantsiya_kak_istoki_servisa_gostepriimstva

https://hotelier.pro/news/item/3222-svoyhotel/3222-svoyhotel

фото в основном взяты отсюда: https://kdnv.ru/blog/kolonialnyj-sochi-chast-2-kartinki/

и отсюда: https://otkritka-1.livejournal.com/20710.html

Много интересных ретро фото здесь: https://vk.com/album-41479517_164078505

Сочи в объективе египетского туриста, 1974 г: https://visualhistory.livejournal.com/330646.html

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»,

С. Дороватовский «Сочи и Красная Поляна с окрестностями», путеводитель,

Песня на слова А.Городницкого «Ах, постоялые дворы-аэропорты 19 века»

https://youtu.be/Fbbgfs1YG78

ПОИСК ПО ТЭГАМ:
Тегов пока нет.
bottom of page